Францисканський Орден Світських

Францисканский Орден Светских (ФОС) возник в Италии. Основал его в 1221 г. св. Франциск Ассизский. Сначала образовался первый (мужской монашеский) орден из молодых людей, присоединившихся к Бедняку. Организации потребовался Устав, который был написан св. Франциском, согласован и утвержден в 1209 г. Папой Иннокентием III. Вскоре к ним пожелали присоединиться св. Клара, а затем и другие девушки. Так возник второй (женский монашеский) орден. Потому товарищество мирян, желающих следовать за св. Франциском в стремлении к христианскому совершенству, но для которых монашество было невозможно, было сначала названо Третьим Францисканским орденом. Потому и сейчас светских францисканцев часто называют терциариями.

В организации Третьего Францисканского ордена, разработке основного правового документа, Регулы, утверждении Святым Престолом в 1221 г. существенную помощь оказал кардинал Уголино, ставший впоследствии Папой Григорием IX. Регула, следуя изменениям в мире, обновлялась в 1289 г при Папе Николае IV, в 1883 г. при Папе Льве XIII и в 1978 г. при Папе Иоанне Павле II.

ФОС молниеносно охватил всю Италию, а распространился и по всему миру, где только работали монахи-францисканцы.

Члены ФОС, как и особы, вступающие в регулярные, монашеские ордена, ставят перед собой две основные цели: стремление к святости и апостольство в Церкви. Стремление к святости означает признать Иисуса Христа единственным Господом своей жизни, доверить Ему руководить собой, и следуя за Иисусом идти к Богу. Святой Дух должен быть первым, кого мы должны слушаться, так как Он вливает в нас любовь к Отцу и Сыну, освящает своей благодатью. Принять учение Иисуса Христа означает: блюсти Божьи заповеди, жить по евангелическим советам, старательно выполнять обязанности, вытекающие из общественного и семейного положения, встречаться с Богом в Таинствах, не пропускать Святые Мессы, в семейной и общественной жизни руководствоваться законом любви. Апостольство в Церкви может иметь разные формы в зависимости от полученных талантов, способностей, нужд и указаний Церкви. Каждому доступна форма апостольства путем молитвы за апостольскую деятельность Церкви, жертвование своих страданий за Церковь, свидетельство доброй христианской жизни. В зависимости от личных способностей можно взять на себя помощь бедным, одиноким и больным, евангелизация (обращение к Богу неверующих людей), поддержка чистоты и красы в Божьем доме и вокруг него и т.д.

ФОС может гордиться известными особами, Папами, королями и королевами, великими мореходами, художниками, поэтами, писателями, политическими деятелями. Но каждый, самый скромный и незаметный светский францисканец тоже является неоценимым кладом для Церкви и Ордену.

ФОС на протяжении всей своей истории способствует совершенствованию религиозной жизни. По его примеру возникли другие объединения мирян. Многие светские францисканцы стали святыми и блаженными. Некоторые из важных начинаний ФОС – основание больниц для тех больных, до которых не было никакого дела ни государству, ни родным (если бы они и были); организация общественных касс и беспроцентных банков.

ФОС действует под духовной опекой со стороны Первого францисканского ордена. Локальные сообщества объединяются региональными советами, те – национальными советами. Духовное возрастание светских францисканцев проходит в регулярных встречах и совместных религиозных мероприятиях, в постоянной работе над собой. Это нашло отражение и в формальной стороне. Особы, стремящиеся следовать францисканскому пути возрастания духовности, сначала без взятия на себя официальных обязательств участвуют в деятельности и называются симпатиками. По мере духовного возрастания мирянин принимается в постулат и затем в новициат. После этого он может быть допущен до трех годичных обетов жить по Евангелию и стремиться к христианской святости по примеру св. Франциска. И только после этого можно официально сложить вечные обеты.

Игорь Стрелковский, ФОС