ЯКОРЬ (Троица) 9/2012 (88)

news_204ТРОИЦА — один из наиболее сложных догматов Церкви. Необходимость в нем не возникла бы, если бы мы веровали «как дети» (Мт 18:3). Но еще живы были некоторые из апостолов, а вопрос о божественности Иисуса Христа начал вызывать сомнения, мол как так, ведь Бог един, есть же Бог-Отец. Для разъяснения этого ап. Иоанн к трем синоптическим книгам Еванге¬лия добавил свою. «Сие же написа¬но, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.» (Ин 20:30)

Уже в Прологе (Ин 1:1-18) апостол дает соответствующую формулиров¬ку, также непростую для понимания, не опускаясь до иллю¬страций, какие мы слышали на катехезах. Чтобы по¬нять, надо изрядно потрудиться.

Бог (Слово, Логос) был изначально, ничто не предшествовало Ему. Иоанн различает Лица, но приравнивает их между собой, одно есть другое. Лица-Ипостаси более равны между собой, чем (извините за иллюстрацию) позитроны, нейтроны и электроны, составляющие единство атома химического элемента. Скрепляет это тройственное единство нечто, что лучше всего описать как Любовь, но это гораздо выше самой сильной и искренней любви между людьми.

Свою Любовь Бог, единый в Троице, изливает и на нас, несовершенных и грешных, ничего не требуя взамен. Только призывает ответить на Любовь настолько, насколько это в силах человеческих. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мт 5:48). Одно из Лиц нам особенно важно, Бог-Сын, который воплотился, лично проповедовал спасение и умер на кресте. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин 10:9).

И. СТРЕЛКОВСКИЙ, ФОС